28. июня 2017 · Комментарии к записи Что есть доверие, немного об опыте и компетенции… отключены · Categories: ..мысли вслух.., избранное · Tags: , , , ,

Источник

Каждый должен иметь право на ошибку.

Одну. Почему так?

Уже показывал тут, кому интересно можете прочесть обоснование целиком, кому нет — просто цитата из этой опорной статьи:

Вывод 6 — ошибки есть следствие изучения и постижения среды обитания.

  1. достижения невозможны без ошибок;
  2. ошибки естественная ценная составляющая знаний, позволяющая знания совершенствовать и их следует также ценить наряду с подтверждёнными знаниями, чтобы не повторять их в дальнейшем. Привет честным историкам;
  3. вера в достижение идеала, а равно и в собственную безошибочность и непогрешимость глупа;
  4. ошибок не существует, есть подтверждённые знания о неверных путях и способах существования, кои мы и считаем ошибками.
    1. совершающий одну и ту-же ошибку дважды есть дурень, трижды и более — преступник либо психически неполноценная личность и должен быть ограничен в правах, если его деятельность влияет на общество.
    2. следует культивировать ценностное отношение к ошибкам и использовать их как неотъемлемый элемент познания. Опять привет историкам.

И одновременно поправлю, — любое право на ошибку должно быть сопровождено обязанностью её устранения. Да и вообще любые права должны выдаваться только в комплекте с обязанностями. Таким образом гарантируется баланс исполнительности. Да ты имеешь права, — вперёд, действуй! НО! Помни, что будут контролировать твои обязанности.

Таким образом проблема вовсе не в некомпетентности, а в отсутствии действительного контроля результатов, что и порождает ситуацию, когда бараны рулят государствами. Ещё когда я в аспирантуре учился, мой наставник говорил: «Поставь сегодня пятёрку двоечнику и завтра ты развалишь страну.» Сегодня мы видим вторую часть этой фразы в реале. Точка. Говорить дальше не о чем. Всё остальное частности…

Теперь по сути статьи.

Что есть опыт

Можно конечно полезть куда-нибудь типа словаря Ожегова или Википедию на крайний случай и выковырнуть оттуда какие-то определения опыта. Но можно поступить немного сложнее, зато более правильнее — разобраться самим изучив действительность. И только после взобраться на головы Титанов чтобы с их высот понять, а правы-ли они. В общем доверяй, но проверяй. Поехали… 😉

Ранее показывал тут, что есть опыт. Если кратко:

Вывод 3 — опыт — следствие изучения движения

если поэтически:

…опыт, сын ошибок трудных…

Т.е. опыт неразрывно связан с т.н. ошибками, которых не бывает. Теперь давайте только слегка расширим понимание этапов достижения опыта личностью.

Как возникает опыт

Начнём как и в указанной опорной статейке с самого начала. С рождения, а именно с врождённых рефлексов. Изначально в нас их встроено всего две группы (я их так поделил для простоты и для собственных целей): обучающие и защитные. Если посмотреть их общий набор, то мы наблюдаем интересную картину: некоторые из рефлексов угасают, другие работают некоторое время по угасании части первых но также угасают, обеспечив первичную адаптацию человека к жизни, третьи наоборот развиваются и сопровождают нас всю жизнь. Вообще популярно о рефлексах написано тут, полистайте, не поленитесь… 😉

Так вот, защитные рефлексы нас сопровождают всю жизнь, они основа жизни и самосохранения организма, сознательно их могут перешагнуть очень немногие люди с сильной волей.

Что касается обучающих рефлексов, типа хватательных и поисковых, они переводятся на сознательный уровень большей частью, я даже не смогу вам сходу привести пример обучающих рефлексов, которые во взрослой жизни нас движут без участия сознания… :-\ Т.е. учимся мы сознательно, но стремимся к познанию неосознанно, такой вот парадокс, а может и не парадокс вовсе, а встроенная фича. 😉

Мы всю жизнь ищем что-то новое для себя, утоляя сенсорный голод. Кто-то новые ощущения приобретает через вещества: обжираясь, упиваясь и обкалываясь или обкуриваясь; кто-то адреналинит: шляясь по горам, войнам, охотам или прыгая с парашютом, сплавляясь по порогам, ныряя вниз башкой на резинке. Другие находят ощущения в шмотках, третьи во власти подчиняя сотрудников или ближних своих… Не суть важно, мы все ищем новых ощущений, осуществляя таким образом экспансию в этот Мир, захватывая территории и ресурсы. Проявляем доминантность, как говорит проф. Савельев… 😉

…и таким образом формируем собственный опыт, — коллекцию успехов и неудач. Нас ограничивает только этика общества.

Действительно, вы попробуйте сыскать человека, который рационально относится к собственным неудачам, да днём с огнём не найдёте. Каждый выпячивает собственные достоинства и маскирует или вовсе скрывает неудачи. Отсюда ведь социальные стандарты появились, кто-то кому нужно впарить нам барахло искусственно ограничивает нам выбор ориентируя только на успех. Невротизация общества беспредельная, отсюда эти моды — кому-то нужен определённый перечень потребителей, и он этот перечень формирует сегментируя рынки целевой рекламой, разделяя людей на касты потребителей…

Ну и крайне немногих — нравственность, поскольку нравственным сейчас быть невыгодно… ;-((

Ладно, отвлеклись…

Как вы понимаете, изучение движения возможно только в условиях ограничений, при наличии точки отсчёта и опоры. Изначально новорожденный за таковую принимает себя, — «Аз есмь» в чистом виде. Для него она предельно конкретна ТО=Я. Собственно этот вот эгоцентризм и сопровождает нас всю жизнь, это нормально. Без Я нет общества. Собственно «семь Я» это и есть мини-общество — Семья… 😉

Человек изучает внешнюю среду воздействуя собой на неё, касаясь телом предметов, воздуха, видя свет и фиксируя результаты собственного движения. Естественно, что внешняя среда воздействует в ответ, 3-й закон Ньютона пока никто не отменял, поэтому также естественно, что, изучая результаты встречного воздействия среды, мы приходим к выводам о закономерностях её существования, — накапливаем знания.

Сначала он непосредственно воздействует собой, потом со взрослением — используя инструменты всё более и более усложняя их (от лопатки в песочнице до коллайдера, от «мама дай» до законотворчества и судопроизводства). Так мы постигаем окружающий Мир.

Однако вся цепочка приобретения и применения опыта, как это ни странно, крайне проста и состоит из простых этапов:

  1. воздействие
  2. наблюдение и фиксация результата
  3. оценка полезности результата
  4. выбор и принятие решения
  5. воздействие согласно принятого решения

Вот такая простая пятиэтапная рекурсия даёт нам то многообразие опыта, которое имеет человечество на настоящий момент.

Воздействие

Что касается воздействия, то вы можете воздействовать на внешнюю по отношению к вам среду любым доступным вам образом. Ничего не возбраняется! Вы имеете такое право от рождения. Но учтите точно такое-же неотъемлемое право имеет внешняя среда но со знаком минус. 😉 Следовательно её воздействие на вас этакая разновидность защиты её от вас. В свою очередь это означает, что чтобы скомпенсировать реакцию среды вы обязаны её учитывать. Такая вот двойная рекурсия. Собственно поэтому, вероятно, и история развивается по расширяющейся спирали. Опыт применяется с запасом… 😉

Наблюдение и фиксация результата

Вы вольны в выборе воздействия на среду, но не вольны выборе её реакции. Следовательно наблюдение и фиксация результата должна быть подкреплена защитой от негативных реакций внешней среды. Природа это всё проделывает методом проб и ошибок, — эволюции. Человек — моделированием, в достаточно малых для понимания закономерностей объёмах. Сначала мы лопаткой ковыряем песок в песочнице, строя куличики, потом мы это переносим в карьеры изменяя масштабы и меняя облик Планеты.

Т.е. вот именно здесь у человека появляется обязанность. Обязанность навязана нам внешней средой, при условии что мы хотим выжить. Самое забавное, обязанность на начальном этапе жизни это и есть те самые защитные рефлексы, изначально встроенные в тушку, а позже с возрастом — переведённые в разум. Сие значит, что права и обязанности — естественная составляющая личности, как Инь и Янь, как «+» и «-«. Другое дело, что права приносят удовольствия, а вот обязанности — наоборот. Именно по сей причине мы избегаем обязанностей и стремимся к правам, мы — эндорфиновые наркоманы от природы, так этот Мир устроен, аксиома.

Вот и получается, что наши права это обязанность внешней среды по отношению к нам и, наоборот, права внешней среды — суть наши обязанности по отношению к ней.

Всестороннее изучение результата воздействия в такой парадигме (в т.ч. и социального) мгновенно расставляет всё на свои места.

Оценка полезности результата

Тут всё и просто и сложно одновременно. Просто в том случае, если у нас нет опыта вообще. Ну то есть совсем. Вот представьте вы только-только появились на свет и ощутили боль, или в процессе рождения ощутили её. Вот это и есть тот первичный опыт. Ваша личная точка отсчёта. Точка первого осознания ограничений внешней среды посредством боли.

Всё остальное вторично, ваше право учиться или нет. Обычно дети учатся с удовольствием. Вообще они гениальны от природы, поскольку их не сдерживают социальные ограничения. Дальнейшая жизнь вводя различного рода ограничения подавляет эту гениальность. Мы просто чаще не способны распознать и понять направление развития чада, поэтому и навязываем им наше понимание жизни заставляя пилить скрипку при его интересе к живописи или оружию… :-((

Полезность результата должна оцениваться как с социальной так и с индивидуальной позиции. Соответственно если цели социальные (т.е. затребованные обществом), гут, значит социум и должен оценивать их полезность. Хе-хе, думаю большинство политиков в РК и РФ, и Дворкович в т.ч., даже и не помыслили-бы лезть в политику при таких условиях. Тупо ссыкотно отвечать в полный рост перед обществом… ;-))) Ну а пока процветает келейность и безответственность, — имеем то, что имеем. ;-(

Индивидуальная полезность довольно странная вещь, она может быть достоверно оценена только на основании длительного опыта и прививается как это ни странно социумом, который собирает статданные о ней поколениями. Не позволяем ведь мы своим карапузам объедаться сладким, в то-же время не лишая их этого удовольствия… Т.е. полезность это следствие обретения предыдущего опыта. При отсутствии такового мы лишены выбора и просто не повторяем того, что принесло дискомфорт.

Выбор и принятие решения

В ситуации, когда решений бывает несколько, а это вовсе не редкость, как раз встаёт вопрос о понятии «компетенция», которое есть опыт принятия успешных решений.

На этой стадии просто необходимо давать принимающему решение право на ошибку, на единственную ошибку, по ранее указанным причинам, обязывая его при этом нести ответственность за последствия его решений и при необходимости и возможности их устранять.

Так что прав Дворкович, но и ko_mon права, поскольку имея опыт наблюдения безответственных действий отдельных лиц из госаппарата, ожидает делегирования прав без обязательств. Что, к слову, пока — норма, а не исключение и это не есть гут. ;-((

Воздействие согласно принятого решения

Тут всё ясно, решения приняты, сроки определены, берём инструмент и работаем работу. Естественно в процессе или по окончании оценивая результат, т.е. действуя по п. 2-4. Рекурсия… 😉

Вроде всё понятно? Вам возможно, мне не очень. Особенно в части оценки результата воздействия, а по сему продолжим.

Оценка

Мы приучены мыслить в несвойственной разуму, да и природе вообще двоичной логике. Де-факто. Именно на этом основаны навязанные нам понятия добра и зла. А Мир между тем непрерывен, как и результаты. Они всегда находятся в диапазоне допусков, которые специалисты с гуманитарным образованием частенько отвергают. К истине можно приблизиться, но достичь её невозможно.

Именно поэтому результат и следует оценивать как по шкале «-1» «0» «+1» с неким допуском ±δ вблизи каждой оценки. В пределе конечно может оказаться, что диапазон будет в пределах ±∞, но такого как правило не бывает просто из-за физических ограничений как наших потребностей, так и наших возможностей.

Т.е. при оперировании оценками следует придерживаться этакой троичной нечёткой логики:

  • -1±δ — ожидавшийся отрицательный результат с отклонениями в худшую или лучшую сторону
  • 0±δ — отсутствие отклика объекта воздействия с признаками отклонения в лучшую или худшую сторону
  • +1±δ — ожидавшийся положительный результат с отклонениями в худшую или лучшую сторону

В общем в русском языке это может быть сформулировано как-то примерно так:

  1. Да и не только
  2. Да
  3. Да наверное
  4. Да нет наверное
  5. Да нет
  6. Нет
  7. Нет и не только.

Вот в этом облаке оценок и следует искать результат, делая пропорциональные выводы из каждой оценки для последующего дозирования корректирующих воздействий.

Собственно в научном и технологическом мире все так и поступают, ничего удивительного, даже если и не замечают такого своего подхода, действуют на уровне интуиции… 😉

О доверии

Как вы уже поняли, я считаю опыт почти универсальным мерилом деятельности, но это ещё не всё. А как измерить эффективность опыта?

Как ни странно, это просто. Средством измерения является обычный учёт. Т.е. сбор статистики об успешных и не успешных решениях, а также о решениях с около- или нулевым  результатом.

Такая статистика позволяет судить о вероятности принятия конкретным специалистом верного решения в будущем. Естественно делегирование полномочий по принятию решения не избавит этого специалиста от отрицательного опыта, то бишь ошибки, однако оценивая ошибки в ранее указанной парадигме нам будет гораздо проще принимать более качественные решения по назначению специалиста, наиболее соответствующего идеальной Цели воздействия.

Таким образом предыдущую формулировку можно слегка уточнить. Компетенция — достаточный опыт принятия успешных решений.

Финиш

В сухом остатке после ряда уточнений у нас получается вот что:

  1. Любое право должно быть обременено пропорциональной обязанностью.
  2. Любая обязанность должна быть сопровождена пропорциональными правами.
  3. Опыт — следствие изучения результатов воздействия на окружающие объекты и среду, включает в себя как знания так и навыки.
  4. Доверие — статистически подтверждённая уверенность в достоверности опыта.
  5. Компетенция — достаточный опыт принятия успешных решений.

Мне, для написания руководства по накоплению и применению опыта, а ещё парочки регламентов пока хватит. 😉

 

Comments closed.